В финальном анализе 7 сезона «Игры престолов» я писал о том, что благодаря мастерству сценаристов, Дэна Уайсса и Дэвида Бениоффа, впечатление от отдельных эпизодов складывается приятное — более приятное, чем заслуживает совершенно провальный в целом сезон. Судя по 1 серии долгожданного восьмого, в финальном сезоне таланты сценаристов ничуть не потускнели… и в этот раз без содрогания можно будет смотреть хотя бы ПОЛОВИНУ сезона.
Мастерство проявляется в бойких диалогах, отличных шутках, грамотно построенных эмоциональных моментах, связанными с достижением героями того, о чем они мечтали семь лет экранного времени. В первую серию сезона, как всегда, вложились — изящная огранка открывающей и финальной сцены, копирующих ключевые моменты бог весть когда написанного пилота, с любовью выписанные сцены с любимыми (в том числе сценаристами) персонажами: Джоном и Дани, Джоном и Арьей, Джоном и драконом, названным в честь его таргариеновского отца… без Джона сцены тоже есть, но после первой серии не остается сомнений, кто тут главный герой и кому всходить на Железный трон в шестой. Джона любят все (кроме северян).
Острая нехватка экранного времени как в эпизоде, так и в сезоне ощущается всего в паре сцен: одной ключевой, с Джоном и Сэмом, где Джон не успевает ни толком получить, ни усвоить полученную важнейшую во всем сериале информацию, и в каком-то куцем и нелепом огрызке похождений уцелевших Ночных Дозорных в разрушенном замке на Стене. Прямая цитата из «Чужих» делают всю сцену только более нелепой.
Все лучшее в 1 серии (и сезоне в целом) связано с Уинтерфеллом и собравшимися там персонажами. Там происходит просто невероятное количество новых знакомств и встреч старых друзей и врагов, не видевшихся 1-2-3 сезона, там Джон Сноу впервые летает на драконе и узнает, наконец, правду о своем происхождении (думаю, ни то, ни другое не спойлеры — должно же было это КОГДА-НИБУДЬ произойти!). Там кипит самая ненадуманная драма с сестричками Старк, отказывающимися принимать свою новую королеву Таргариен и странный новый статус брата-консорта, отказавшегося от звания Короля на Севере. Там же нам готовят первую битву с прорвавшимися за Стену Ходоками, которой, судя по всему, будет посвящена вся вторая серия.
Если Уинтерфелл — живое, бьющееся сердце восьмого сезона, то Королевская Гавань — костяной протез, доставшийся на наследству от седьмого, тяжелый пережиток импотенции сценаристов, оставшихся без творческого руководства Джорджа Р. Р. Мартина.
Самостоятельно Бениофф и Уайсс, какими бы хорошими профессионалами они ни были, не в состоянии придумать что-то интереснее «приятные герои сражаются с армией зомби», и поэтому в Гавани разыгрываются картонные, надуманные сцены с оставшейся не у дел Серсеей и абсолютно бесполезным Железным флотом с Золотой армией. Эйрон Грейджой наконец-то спит с королевой в целомудренно оставшейся за кадром сцене (я думаю, это тоже далеко не спойлер!), что не приводит ни к чему, кроме каких-то намеков на будущее (?) ребенка Джейми.
За все постельные сцены приходится отдуваться Бронну с тремя дамочками-статистками. Видимо, бедный Джером Флинн — единственный в серии актер, которому не хватило веса прописать в новом контракте отсутствие обнаженной натуры. Это «Игра престолов» времен эпохи #MeToo.
Если вырезать из серии все сцены с Гаванью, никто бы даже не насторожился, не задался вопросом «а что там Серсея?», до того бесполезны и нерелевантны напряженным событиям на зимнем Севере оказываются все эти ленивые интриги на солнечном Юге. Восьмой сезон на дворе. 5 эпизодов до финала. Все должно происходить срочно, неотложно, ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС. Какие уж тут долгоиграющие планы на будущее?
Развитие сюжета предсказать нетрудно: Уинтерфелл падет, Гавань с остальными персонажами станет центром последней битвы с Королем Ночи. Железный флот против Ледяного дракона и так далее. Но до чего печально смотреть, как огромный сконструированный Мартином мир ужался до двух локаций, из которых что-то живое происходит только в одной. Другая отложена «на потом».