Сейчас многие индустрии переживают кризис из-за отмены массовых мероприятий. В том числе, это касается киберспорта. Ярослав Комков, CEO спортивной организации Winstrike, на фоне развивающейся паники рассказал в Facebook, что происходит в компании, о планах и ближайшем будущем. Редакция «Канобу» публикует колонку с разрешения Ярослава.
Winstrike — это 3 отдельных разных направления бизнеса, которые все больше становятся самостоятельными, но в тоже время готовые подстраховать друг друга. Именно это позволяет нам чувствовать себя довольно уверенно. Мы начали готовиться к карантину и связанным с ним сложностями еще в начале марта. Сотрудники находятся на удаленке с 17 марта, топ-менеджмент и администраторы арены с 30. В «самоизоляцию» мы не верили с самого начала и действовали по самому депрессивному сценарию. Предпосылки, из которых мы исходили:
Сначала казалось, что мы излишне паникуем. Но именно эти предпосылки помогли нам составить антикризисный план и начать действовать. Важно понимать, что Winstrike полностью «белая» компания, в которой официально трудоустроены более 70 человек, мы платим налоги в полном объеме, и это накладывает большое количество ограничений с точки зрения мер, которые компания может принять в кризис.
Персонал. Остановили весь найм (5 открытых вакансий) до июня. Сотрудники топчик. Во-первых, продолжают работать как не в себя, игнорируя «выходные», которые объявил кто-то другой, во-вторых, пошли навстречу компании в вопросе выплат и на 3 месяца сделали дисконт в 25% от текущей зп, топ-менеджмент на 50%. Огромное спасибо каждому, кто понимает, что бизнесу помощи ждать неоткуда и можно рассчитывать только на себя. Мы не сокращаем и не увольняем людей. Все проекты в работе и объем задач упал только по клубам. Если ситуация разрешится раньше, то мы сможем быстро отменить и антикризисные меры.
Ритейл/арены. Пострадали сильно. Уже в марте падение выручки составило 50%, к концу месяца работа полностью остановилась, и мы ушли на карантин. К 1 апреля сократили все арендные платежи по клубам до коммуналки, где это было возможно. По остальным местам, где не верили в кризис, перевели на % от оборота. К 25 марта даже самые оптимистичные арендодатели пошли навстречу. Эти меры будут действовать до 1 июня и скорее всего их придется продлить до 15 июня. Рассчитываем, что арены вернутся к работе не ранее середины июня, а негативный эффект продлится до конца лета и составит порядка 15-25% от общей выручки до карантина. По нашей оценке, в РФ к июню закроется порядка 30% от текущего количества комп клубов. А к сентябрю еще 30%.
Агентство. Раньше было направлением с самой большой выручкой, и оно продолжает расти даже в условиях кризиса. Все из-за отмены традиционного спорта, в первую очередь Евро и Олимпиады. Но мы посчитали нужным перестраховаться. Здесь наш негативный прогноз нивелировался приходом в киберспорт освободившихся спортивных бюджетов. Удалось запустить новое направление, Talent Agency, которое готовит несколько классных анонсов.
Команды. Само по себе даже без кризиса направление команд это труднопрогнозируемая вещь, требующая больших затрат. Еще в декабре мы запланировали реорганизацию этого направления, и новый спортивный директор Андрей Квасневский предложил изменить подход к управлению командами. И тут пришел март. Турниры начали отменяться и переноситься, буткемпы срываться. Запланированные трансферы, открытия новых составов в новых дисциплинах и точечные усиления пришлось срочно резать не из-за коронавируса, а из-за курса доллара. Все суммы трансферов привязаны к валюте, что с курсом в 80 рублей было бы самоубийством. Несколько сделок сорвались в последний день.
Что это дало? В первую очередь, кризис — это возможность взглянуть со стороны на то, что ты делаешь. Это возможность проверить в экстремальных условиях свои гипотезы, на которых стоит бизнес. Мы верим, что киберспорт как индустрия пострадает от кризиса меньше многих других Отдельные игроки и виды бизнеса могут испытывать трудности, но в целом это однозначное будущее, наступление которого ускорилось. Мы уверены, что сейчас наступает время, когда стартапы, которые не видят точки операционной безубыточности в ближайшие 6 месяцев, будут испытывать большие проблемы. Мы уверены, что потребительские паттерны изменятся и люди будут более ответственно выбирать, куда потратить деньги. Это значит, что надо инвестировать не в количество, а в качество. Находить новые возможности, новые партнерства, искать взаимовыгодные варианты, которые дадут ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ классный сервис, классные продукты. Давайте работать больше.